Так как отчёт о завершении предполагает написание рецензии, её тут вам и покажу.
Предупреждаю, что всё как всегда имхастое имхо, а от избытка чувств и мыслей я иногда забываю правила русского языка, так что под кат ходить осторожно.
Очень-очень много букв!
Рецензия на книгу «Собор Парижской богоматери»
Думала, что отделаюсь парой строк, в итоге же получилось целое сочинение, но всё по порядку...
Знакомство с этой историей началось в далёкие школьные годы. Тогда роман представлялся мне чем-то великим, масштабным, грандиозным, воплощением высоких и сильных чувств. Заинтересованная историей непростого любовного многоугольника, а ещё тем, что события происходят в средневековом Париже, нафантазировала себе всякого и с энтузиазмом взялась за книгу. Мой пыл очень быстро остудили многостраничные описания давно уничтоженного памятника архитектуры, а также разномастной, кучной и шумной толпы парижан. Да я вообще не могла разобраться, где, что и о чём речь, так что закрыла книгу где-то на седьмой странице с мыслью, что видно я ещё мала.
Шли годы. На волне популярности одноимённого мюзикла вся эта история успела изрядно примелькаться, но этим летом, будучи уже в здравом уме и твёрдой памяти, вдохновившись победой над «Войной и миром», «Анной Карениной», «Идиотом» и другими великими и ужасными когда-то произведениями, достала с полки потрёпанный томик.
Хотелось бы немного написать о героях.
Эсмеральда. Невинная девушка-прелестница, голова которой полна цыганскими сказками, романтическими идеалами и верой в светлое будущее. Всю жизнь жила простой и лёгкой жизнью, которая омрачалась лишь тяготами постоянных переездов и одиночеством. Для меня, этакая птичка синичка, которая рада солнцу, ветру, музыке, да всей жизни. Ничего ослепительно прекрасного в её внешности я не усмотрела, так что почему она стала объектом внимания стольких мужчин – тайна, покрытая мраком. Главный же талант на мой взгляд – умение ладить с животными, дрессировать их, которому позавидовал бы сам Куклачёв. А дальше, о ужас, наша «правильная девочка» влюбилась, что и стало её погибелью. Говорят, что влюблённые очень похожи в своих поступках на сумасшедших, чем отчасти можно компенсировать раздражающую глупость всех дальнейших слов и поступков нашей героини. Вообще, где-то тут для меня лично Эсмеральда умерла как образ, человек и персонаж, потому что ничего осмысленного и членораздельного от неё до конца книги не дождалась: странные и непоследовательные поступки, голова свободна от разумных мыслей, а на губах только «Феб! Феб! Феб!» - вот всё, что остаётся от нашей чистой и наивной чаровницы. Получилась такая себе очень даже современная кукла Барби, которых и сейчас предостаточно. Эсмеральда бесит, её и правда несколько раз хочется самой вытащить со страниц и хорошенько потрясти (вдруг мозги на место встанут?), но не смотря на это Эсмеральду жалко, но как-то так не от души, а просто по-человечески. Жалко, как неразумного мотылька, летящего в пламя свечи, или красивую рыбку, которая волей судьбы запуталась в рыболовных сетях.
Феб де Шатопер. Пустомеля и мужлан. В сущности, Феб мог бы стать отличным Кеном для нашей Барби, только одна проблема – ему и наша Барби и всё в сущности до лампочки. Образ дворянина и вполне себе образованного человека, который под влиянием среды очень быстро забыл воспитание и элементарные правила приличия. Хотя, что это я тут про среду? Давайте капать глубже, а для этого придётся обратиться к нашему современному мюзиклу. Чтобы как-то очеловечить и облагородить Шатопера, его образ дополняют нравственными и любовными муками, показывают вполне себе живого и правильного рыцаря, главная беда которого – любовь к двум таким разным женщинам. А что же книжный Феб? О, этот товарищ прост, как шариковая ручка. Вся жизнь Шатопера посвящена удовлетворению своих потребностей, при этом он не испытывает ни только высоких чувств, а складывается ощущение, что он и не человек вовсе, а просто какая-то машина, созданная для выполнения приказов начальства и достижения своих личных целей. И конечно же он не видит вокруг себя людей, не ценит их чувства и желания. Что ему любовь Эсмеральды? Что ему чувства Флёр-де-Лис, когда они для него просто очередные в ряду многих. В итоге перед нами внешне прекрасный рыцарь, который по сути очень далёк от рыцарских идеалов верности, чести и служения прекрасной даме, такая груда сверкающих на солнце доспехов, внутри которых можно сказать, что и нет человека. Да уж, очень сомнительное приобретение для Флёр-де-Лис.
Клод Фролло. Для меня Фролло – воплощение человека, который родился не в то время и не в том месте. Личности с таким богатым и неординарным умом, стремлением к познанию неизведанного и тягой к великим открытиям место в каком-то современном НИИ или в секретной правительственной лаборатории, а уж никак не в духовной семинарии да ещё и в Средние века, когда не только теоретической базы было катастрофически мало, так ещё и за собственные изыскания того и гляди поджарят на костре. И какой же тяжестью становится духовный сан для такого человека, который привык подвергать сомнению всё, что видит, чувствует, узнаёт. В моём понимании духовный человек – это состояние души, также как лёд – одно из состояний воды. Никогда не верила и не поверю, что кто-то просто возьмёт и станет религиозным, искренне поверит в бога и сможет легко отказаться от всего того, что запрещено служителям культа. Конечно Клод искусный мастер обмана и притворщик, только вот обмануть он смог только себя, потому что всё окружение безошибочно видит в его одинокой и мрачной фигуре не набожного и отречённого от мира монаха, а чернокнижника и алхимика, которого духовный сан заставляет сдерживать порывы души и создавать видимость безгрешной жизни в боге. Наш священник по зову сердца делает и добрые дела, но сам он далеко не безгрешен, а тут на горизонте появилась молоденькая и хорошенькая цыганка, образ которой перекрыл все мысли о философском камне. Вот тут самое интересное – герой сам себя сводит с ума, разум его пытается победить чувства, желания плоти. Тут уж и сам наш герой понимает, что его безгрешность, убеждённость, скромность – просто очередная маска, скрывающая страстную и увлекающуюся натуру, которая совсем не хочет мира и спокойствия в душе, а простого человеческого счастья и любви. Проблема в том, что выбор давно сделан и назад дороги нет, а сам Клод во всех своих таких простых и человеческих желаниях видит только грех, грязь и похоть, борется с собой, вместо того, чтобы примириться и направить энергию в мирное русло. С каждой проигранной священником внутренней битвой, Эсмеральда в глазах Фролло становится всё более могущественным демоном-искусителем, которому наш герой подчиняется потому что и ему не чужды все мирские заботы. Вера Клода в бога неискренна и слаба, потому всё происходящее – сущая пытка, борьба с внутренними демонами и самим собой, эта борьба приводит его к сумасшествию, потому что в итоге священник борется с самим собой, своими чувствами, своей сущностью. Мне жалко Фролло, потому что не было у него цели, не было выбора, не было проторенного жизненного пути, направления, по которому он мог бы идти, который бы привёл его к цели, занял бы его мысли, чувства, разум, дал бы цель изысканий и смысл жизни. А тут ещё и что-то естественное для тела и души, для сердца разум превращает в ужасную пытку, в борьбу с проклятием. Я не хочу и не буду оправдывать поступки священника, просто хочу сказать, что не так уж он и плох изначально, что обстоятельства загнали его в тупик, из которого не было для него выхода. В общем, очень глубокий и непростой образ.
Квазимодо. Человеческое существо, живущее без любви, которому не суждено было испытать нежность, заботу, сострадание к себе. А тут раз, неожиданный поворот, кто-то его пожалел, принёс воды, отнёсся по-человечески, увидел под внешним уродством душу, чувства, эмоции. Конечно ответной реакции было не избежать и все порывы этой бедной и настрадавшейся души были направлены в одно русло, на этого благодетеля. Я не вижу в чувстве Квазимодо к Эсмеральде походи, низости, по-моему, горбуну нужны были поддержка, отклик, подтверждение того, что в нём видят не просто очередного обитателя собора Парижской Богоматери, не уродливую гаргулью, которая прихотью судьбы спустилась со стены, а человека, равного, с мыслями, чувствами и желаниями, достойного любви, жалости, нежности, дружбы, имеющего право на счастье и достойного занять заслуженное место среди жителей Парижа.
Пьер Гренгуар. Поэт и этим всё сказано. Да, немного сумасшедший фигляр с непомерной самооценкой и завидной жаждой к жизни. Ему в сущности мало того, что у него есть, хотя он убеждён, что может довольствоваться малым. Постоянный поиск новых интересов, себя – вот смысл жизни Гренгуара, но врождённое непостоянство характера, переменчивость, желание получить что-то минимальной ценой и неспособность бороться приводят к тому, что наш поэт при первой же неудаче готов опустить руки и направить свои изыскания в другую область. Пьер по жизни выбирает то, что легко даётся, даже строптивой и несговорчивой цыганке предпочёл благодарно принимающую его внимание козочку. Можно ненавидеть Гренгуара за бесчеловечность его поступка, но в этом вся сущность этой изворотливой ленивой и увлекающейся натуры, которая просто любит лёгкую жизнь и минимум хлопот для себя.
Париж. Конечно же не самый очевидный, но очень значимый персонаж. С какой любовью и мастерством Гюго описывает его улочки и жителей, рисует перед взором читателя очевидные шедевры архитектуры вроде Собора Парижской Богоматери, прослеживает их историю не только с момента постройки до происходящих событий, но и дальше, охватывая три столетия, разделяющие действие романа и время его написания. Но при этом автора интересуют не только признанные памятники, а также вполне заурядные дома. Город дышит, живёт, создаёт атмосферу, настроение, является не просто сценой действия, но и одним из полноправных героев, который наряду со своими жителями меняется, растёт, благоволит тем или иным правителям или порядкам, становится свидетелем множества событий и через века несёт память о них.
Подводя итог, могу сказать, что произведение мне понравилось, хотя вместо ожидаемой мягкости и динамики я встретила тяжесть и мрачность, которые правда с лихвой окупились глубиной образов и благодатной пищей для размышлений. Много непонятного и неприятного как в порядках того времени, так и в поворотах сюжета. Во многом герои меня бесили, выводили из себя, а некоторые моменты… чего уж стоит история с башмачками, которая заставила меня вспомнить многочисленные шедевры Болливуда.
Вопреки многим, я не считаю книгу произведениям о похоти и том, как с ней боролись в Средние века. Для меня книга стала воплощением духа времени, надежд и судеб современных происходящим событиям людей.
Не хочется думать, что всё это просто судьба, рок, стечение обстоятельств, потому что сами-то герои при всех их недостатках и достоинствах в сущности обычные люди, подобные тем, что и сейчас населяют планету, а мне так хочется надеяться на хороший финал для каждого, а не на то, что все чувства, желания, планы в один момент будут так жестоко растоптаны Вселенной.
В общем, книга нашла отклик в сердце, заставила думать и сопереживать, хотя любимой не стала.
Большое спасибо тем, кто прочитал до конца! =)
Ну и наверное, тут стоит написать то, чего я не написала там, а именно, что и мюзикл и книга мне по-своему милы, я не рассматриваю их как единое целое, каждое из произведений - самостоятельный продукт, при этом продукт своего времени со всеми свойственными преувеличениями, сглаживаниями углов и смещением акцентов. Одно для меня неизменно, над книгой как всегда хочется много думать, взвешивать, пытаться понять, а песни - это песни, хочется слушать и петь, цепляют за душу мелодией и ритмом, эмоциями, красотой языка (я люблю оригинальную французскую версию), но не стоит искать тут глубокого смысла и полного раскрытия изначального образа.
Вот, например.
Прослушать или скачать Lune бесплатно на Простоплеер
Прослушать или скачать Notre-Dame de Paris La Monture бесплатно на Простоплеер